Парфюмерию – в массы!
В 1940-1950-е годы парфюмерия остается привилегией богатых и знаменитых, но в 1960-х обычные люди стали покупать духи в больших количествах. Те, кто никогда не бывал зарубежом, оказавшись в другой стране, особенно во Франции, посещали парфюмерные магазины и покупали духи в магазинах беспошлинной торговли. Они возвращались домой с флаконами Madame Rochas, Je Reviens от Worth, Ma Griffe от Carven, Arpège от Lanvin, Chantilly от Houbigant, Mitsouko and L'Heure Bleu от Guerlain, Calèche от Hermes, Sortilege, Ecusson и Youth Dew от Estee Lauder.
В 1964 году Ив Сен Лоран выпустил духи Y, а в 1968 году – Rive Gauche. Ги Ларош представил Fidji в 1966 году. Эти ароматы были более доступны и быстро приобрели популярность. Прежние фавориты, Chanel № 5 и Miss Dior, по-прежнему оставались бестселлерами, но столкнулись с серьезной конкуренцией со стороны масс-маркета: Topaze от Avon, Imprevu от Coty и дневным древесным ароматом Woodhue от Faberge, который был им полной противоположностью.
Парфюмерия в 1970-х
Невозможно рассказать обо всех легендарных ароматах, появившихся в 1970-е годы, поэтому мы упомянем только некоторые из них. Одно из самых громких парфюмерных «премьер» этого десятилетия стал выпуск Rive Gauche от Yves St Laurent в 1970 году. Хотя Франция по-прежнему сохраняла лидерство на мировом парфюмерном рынке, переворот в парфюмерии категории «масс-маркет» совершили США. Женщины становятся все более независимыми, и начинают пользоваться духами в течение дня, а не только вечером и по особым случаям. По примеру обычногот гардероба, они составляют «парфюмерный гардероб», в который входят ароматы на все случаи жизни.
Парфюмерные и косметические бренды не могли не отреагировать на эту тенденцию. Так в 1973 году на свет появились духи Charlie от Revlon. Этот цветочный ориентальный аромат с нотами сандалового дерева, мускуса, жасмина, дубового мха, розы и герани полюбили миллионы американок, он мгновенно стал сверхпопулярным. С Charlie началась «американская» эра в истории парфюмерии. Вскоре все знаменитые дизайнеры одежды выпустили аромат, выражающий их уникальный стиль.
Другие страны быстро последовали примеру американцев. В Великобритании Мэри Куант выпустила Havoc в 1974 году. Havoc – парфюмированный спрей, предназначенный для молодых людей, которые не могут позволить себе тратить деньги на дорогие духи. Кроме того, аромат Havoc был менее интенсивным, так как спрей можно было распылять на большей площади. При желании немного спрея можно распылить в воздухе, а затем просто пройти сквозь облако аромата, а не наносить его на тело, как классические духи.
В этот период на парфюмерный рынок ворвалась Япония, громко заявив о себе свежим цветочным ароматом Inoui от Shiseido. Этот ошеломляющий и оригинальный парфюм до сих пор относится к самым дорогим духам в мире, потому что составлен аромат исключительно из изысканных и натуральных компонентов парфюмерии. Inoui быстро приобрел популярность, с него началась мода на свежие «зеленые» ароматы: Chanel №19 (1971), Alliage от Estee Lauder (1972), Private Collection (1973), Amazone от Hermes (1974).
Чтобы не оставаться в стороне от прибыльного парфюмерного бизнеса, ювелиры начали выпускать собственные ароматы – Van Cleef Arpels дебютировали с парфюмом First в 1976 году.
Еще одно важное нововведение этого периода – появление мужских ароматов. Christian Dior представил одеколон Eau Sauvage – аромат, который буквально сводил женщин с ума! Его творцом стал Эдмон Рудницка, ученик Эрнеста Бо, автор Eau d'Hermes, Femme Rochas и Eau Fraîche для Dior. Eau Sauvage – это цитрусовый шипр, с инновационным цветочным букетом и свежими ароматическими нотами. Его композиция очень строгая, упрощенная, легкая и чистая; этот аромат со сдержанной цветочной свежестью идеально символизирует саму молодость в ее стремлении к совершенству.
Неудивительно, что по объему продаж Eau Sauvage побил все рекорды. В 1977 году Yves Saint Laurent выпустил Opium, который вызвал настолько неоднозначную реакцию, что был почти запрещен в США из-за скандального названия и рекламной компании. Китайские эмигранты в Америке требовали переименовать духи и принести публичные извинения за «бестактное отношение к истории Китая», так как наркотик опиум, ввозимый в XVIII-XIX веках англо-американским колонистами в Китай, стал причиной многочисленных смертей среди местного населения. Opium от Yves Saint Laurent – самый провокационный аромат ХХ века, настоящий шедевр парфюмерного искусства, который считается одним из исторических маркеров эпохи 1970-1980-х годов, досконально выразившим основные веяния десятилетия: женское равноправие и сексуальную свободу.
Авторами ориентально-пряной композиции Opium стали парфюмеры Жан Амик и Жан-Луи Сьюзак, автор Duna и Fahrenhein для Christian Dior и Oscar для Oscar de la Renta. Композиция Opium содержит ноты бергамота, жасмина, розы, гвоздики, сандалового дерева и пачули.
Estee Lauder решила побороться за лавры лучшего женского ориентального парфюма и в 1978 году выпустила Cinnabar, мистический, экзотический и бесконечно привлекательный аромат. Жасмин, цветы апельсина и пряная гвоздика сливаются в интенсивный и чувственный аромат. Уникальность этого аромата чувствуется во всем: и во флаконе, похожем на древний дальневосточный символ, и в загадочном экзотическом аромате, пряном и теплом. Ориентально-пряная парфюмерная композиция открывается нотами жасмина, цветка апельсина и мандарина. В «сердце» композиции – пряная гвоздика, ландыш и лилия.
В то же время, успехом пользуются такие духи, как L'Air du Temps и Bigarade от Nina Ricci, а также Ô de Lancôme и Anais Anais от Cacharel (1978), последние духи особенно были популярны у молодежной аудитории.
В этот период парфюмерные магазины наводнили различные масла и духи на мускусной основе по довольно низкой цене. К их числу принадлежит Aviance Night Musk от Prince Matchabelli – насыщенный цветочный аромат для молодых женщин. Его композиция включает в себя ноты апельсинового цвета, сандалового дерева, пачули, корицы, ванили, жасмина, зеленого яблока, гвоздики, иланг-иланга и розы.